По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

"Методические рекомендации по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая формирование соответствующих показателей"



Утверждены
протоколом заседания
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности
от 28 августа 2015 г. № 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТРАЖЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
ГОТОВНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ВКЛЮЧАЯ ФОРМИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

2015 год

Список сокращений

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система.
КСЭОН - комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
ОКСИОН - общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения.
ОМСУ - орган местного самоуправления.
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти.
ЧС - чрезвычайная ситуация.
GPS - global positioning system.

1. Термины и определения

Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", пункт 7 статьи 1).
Деструктивные события - чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и происшествия на водных объектах (Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 300 "О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах").
Защитное сооружение гражданской обороны - специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника (СП 88.13330.2014, статья 3.4).
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статья 1).
Мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - система наблюдений, производимых по определенной программе непрерывно или с заданной периодичностью, для оценки состояния окружающей среды или отдельных ее элементов, техногенных объектов, анализа происходящих в них процессов, явлений и своевременного выявления тенденций их изменения, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, с целью обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ГОСТ Р 22.1.15-2014, статья 3.1).
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статья 1).
Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - органы управления, создаваемые на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включающие в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункт 1 статьи 4.1).
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем (ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2).
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статья 4).
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статья 1).
Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", статья 1).
Средство индивидуальной защиты органов дыхания - носимое на человеке техническое устройство, обеспечивающее защиту организма от ингаляционного воздействия опасных и вредных факторов (ТР ТС 019/2011, статья 2).
Территориальные подсистемы РСЧС - создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, пункт 5).
Техническое средство связи - техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и прием сообщений в системе связи (ГОСТ Р 42.3.02-2014, статья 3.1.6).
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статья 1).

2. Общие положения

2.1. Методические рекомендации по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС, включая формирование соответствующих показателей, предназначены для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2.2. Методические рекомендации подготовлены в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственных программ Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № Пр-2333 в соответствии с п. 1 раздела V протокола от 17.04.2015 № 4 заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (образована Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2003 № 11) в целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, учитывающие вопросы развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС, находящихся в их ведении.
2.3. Для развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС по защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при разработке или внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации целесообразно предусмотреть выделение самостоятельных (отдельных) подпрограмм (программ) и основных мероприятий, направленных на создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также на повышение защищенности населения и территорий субъектов Российской Федерации от угроз деструктивных событий.
2.4. Разработка комплекса мер по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС должна быть направлена на достижение следующих программных целей:
обеспечение готовности к реагированию сил и средств территориальных подсистем РСЧС для защиты населения и территорий от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах;
создание, содержание и пополнение резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
организацию и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения и информирования населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;
организацию подготовки населения способам защиты и действиям в ЧС, мерам пожарной безопасности, мерам безопасности на водных объектах;
организацию и проведение среди населения мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
создание, развитие и организацию эксплуатации комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации;
создание, развитие и организацию эксплуатации аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" на муниципальном уровне;
создание, развитие и организацию эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в субъектах Российской Федерации.

3. Порядок подготовки предложений в перечень программных
мероприятий по развитию и повышению готовности
территориальных подсистем РСЧС

3.1. При формировании (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации следует учитывать:
реально существующую организационную и функциональную структуру системы управления;
комплексность планов (программ) и их ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и т.д.);
альтернативность формирования планов и выделение базовых сценариев, ориентированных на наиболее вероятное благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации;
необходимость обеспечения согласованности планов различных уровней;
возможность выбора эффективного варианта сбалансированного плана и его корректировки.
3.2. Подготовка предложений в перечень программных мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации должна осуществляться с учетом специфики региона по следующим основным направлениям:
развитие системы мониторинга и прогнозирования ЧС;
совершенствование функционирования органов управления РСЧС, систем оповещения и информирования населения;
повышение уровня готовности к оперативному реагированию территориальных подсистем РСЧС на ЧС, пожары и происшествия на водных объектах;
повышение уровня защиты населения от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах;
оснащение сил и средств территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами и оборудованием; совершенствование технологий спасения; накопление средств защиты населения.
3.3. Меры по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС могут быть направлены на:
расширение спектра задач по контролю за состоянием потенциальных источников ЧС и обстановки на территории муниципальных образований субъектов;
развитие современных методов разработки перспективных средств мониторинга и прогнозирования ЧС;
повышение обеспеченности лабораторным оборудованием и приборами организаций, участвующих в мониторинге и прогнозировании ЧС;
повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих мониторинг и прогнозирование ЧС.
3.4. Меры по совершенствованию функционирования органов управления, систем оповещения и информирования населения могут быть направлены на:
создание и обеспечение функционирования комплексных систем безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации и внедрение аппаратно-программных комплексов "Безопасный город", создание КСЭОН, развитие локальных систем оповещения и ОКСИОН;
оснащение пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитическими комплексами оценки обстановки и поддержки принятия решений;
автоматизацию процесса контроля обстановки, управления силами и информирования вышестоящих органов управления РСЧС;
подготовку должностных лиц органов управления в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.
3.5. Меры по повышению уровня готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на ЧС могут включать:
оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортных средств оперативных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС;
создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" в соответствии с выбранной уполномоченным органом исполнительной власти моделью построения системы-112;
оснащение сил и средств современными системами связи;
наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил территориальных подсистем РСЧС;
создание современной учебной и полигонной базы для подготовки органов управления и личного состава сил территориальных подсистем РСЧС;
создание, содержание и пополнение резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
3.6. Меры по повышению уровня защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут быть направлены на:
выполнение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах;
увеличение количества подразделений пожарной охраны, снижение времени их прибытия в зону ЧС;
развитие добровольной пожарной охраны;
увеличение количества объектов защиты (учреждений образования, культуры, социального обеспечения и др.), на которых установлены автоматические системы предупреждения и тушения пожаров;
увеличение количества оборудованных мест массового отдыха населения на водных объектах;
формирование культуры безопасности населения.
3.7. Меры по оснащению сил территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами могут включать техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, высокопроизводительными средствами спасения, современными приборами и оборудованием, в том числе:
современными средствами доставки спасателей в зону ЧС; роботизированными комплексами поиска пострадавших, тушения пожаров, проведения спасательных работ;
беспилотными летательными аппаратами; оборудованием для проведения подводных работ.
3.8. Меры по совершенствованию технологий спасения и накоплению средств защиты населения и территорий от ЧС могут быть направлены на:
разработку и внедрение современных технологий спасения пострадавших;
накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения, в том числе за счет использования подземного пространства;
обновление запасов средств индивидуальной защиты и повышение уровня обеспеченности ими населения.
3.9. В целях повышения эффективности деятельности по защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, при корректировке (разработке) региональных государственных программ целесообразно предусматривать отдельные подпрограммы, направленные на развитие территориальных подсистем РСЧС. При этом требуется детальное обоснование необходимых объемов и перечня программных мероприятий по предупреждению ЧС с последующим распределением необходимых инвестиций по муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям.

4. Процедура формирования соответствующих целевых
показателей (индикаторов), характеризующих ход
реализации программных мероприятий

4.1. При реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на защиту населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, особое внимание необходимо уделить выбору системы показателей результативности программных мероприятий. При этом показатели целесообразно разделять на основные и дополнительные.
4.2. При выборе показателей, характеризующих ход реализации программных мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
показатели должны соответствовать программным целям и в минимальной степени зависеть от реализации других программ;
затраты на получение данных по величине показателей должны быть относительно невелики;
показатели должны быть сравнимы с показателями аналогичных программ и с показателями, используемыми в международной практике;
показатели должны быть сопоставимы во времени;
определение показателя должно обеспечивать однозначность интерпретации данных;
процедура сбора данных должна обеспечивать объективность отчетных данных;
показатели не должны быть излишне сложными, чтобы их использование не затрудняло сбор и интерпретацию информации.
4.3. В качестве основных показателей программы должны быть использованы:
снижение количества деструктивных событий (количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах);
снижение количества населения, погибшего (и пострадавшего) при деструктивных событиях (в ЧС, при пожарах, при происшествиях на водных объектах);
снижение экономического ущерба от деструктивных событий (от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах), к примеру в ценах 2010 года.
4.4. Порядок расчета основных показателей может осуществляться как в абсолютных, так и в относительных величинах (к примеру, как снижение по отношению к 2011 году и т.д.).
4.5. В качестве дополнительных показателей развития системы мониторинга и прогнозирования ЧС могут быть использованы:
полнота охвата прогнозированием всех видов ЧС;
достоверность прогнозов ЧС по времени, месту и масштабам;
степень оснащенности сил лабораторного контроля средствами мониторинга и прогнозирования.
4.6. В качестве дополнительных показателей совершенствования функционирования органов управления РСЧС, систем оповещения и информирования населения могут быть использованы:
доля пунктов управления, находящихся в дежурном режиме, к требуемому количеству пунктов;
степень оснащения пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитическими комплексами;
доля должностных лиц органов управления, прошедших подготовку в области защиты от ЧС;
степень создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации или внедрения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
охват населения системами оповещения (экстренного оповещения);
количество людей, информированных о правилах поведения при угрозе и возникновении ЧС;
доля региональных и территориальных систем централизованного оповещения, оснащенных новыми техническими средствами (в процентах).
4.7. В качестве дополнительных показателей повышения уровня готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на ЧС могут быть использованы:
степень обеспечения готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС к выполнению всего спектра задач по ведению спасательных и других неотложных работ, в т.ч. экстренному реагированию;
доля оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортных средств оперативных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС;
степень создания системы-112 или эффективность ее функционирования (например, отношение количества обращений граждан к числу опасных происшествий);
степень оснащения спасательных формирований современными средствами связи;
доля современной учебной и полигонной базы для подготовки органов управления и личного состава сил территориальных подсистем РСЧС.
4.8. В качестве дополнительных показателей повышения уровня защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут быть использованы:
уровень достаточности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны;
уровень укомплектованности личным составом сил территориальных подсистем РСЧС;
уменьшение среднего времени ликвидации ЧС, тушения пожара, ликвидации происшествия на водном объекте;
численность населения, проживающего на неприкрытых пожарной охраной территориях;
количество объектов защиты, на которых установлены автоматические системы предупреждения о пожаре и тушения пожаров;
количество оборудованных мест массового отдыха населения на водных объектах.
4.9. В качестве дополнительного показателя оснащения сил территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами могут быть использованы отношения количества современных средств к морально или технологически устаревшим по видам аварийно-спасательных работ или по классу (предназначению) этих средств.
4.10. В качестве дополнительных показателей совершенствования технологий спасения и накопления средств защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут быть использованы:
эффективность технологий спасения пострадавших, применяемых при проведении аварийно-спасательных работ;
доля количества защитных сооружений различных видов к необходимому количеству для укрытия населения;
доля населения, укрываемого в защитных сооружениях;
доля населения, обеспеченного средствами индивидуальной защиты.
4.11. Перечень вышеперечисленных программных мероприятий и дополнительных целевых показателей носит унифицированный характер и может быть скорректирован в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта Российской Федерации.
4.12. Для получения информации о значениях показателей результативности возможно использование следующих источников и способов:
статистическая и административная отчетность;
использование специального измерительного оборудования для физически измеряемых показателей результатов;
проведение наблюдений независимыми экспертами, результаты которых фиксируются с помощью шкалы оценок, описывающих несколько вариантов наблюдаемого состояния.

Перечень нормативных правовых актов

1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
8. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
9. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации".
10. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
16. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".
19. Постановление Правительства Российской Федерации" от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
22. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2003 г. № 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время".
23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р "Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
24. Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации".
25. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
26. Письмо Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843.


------------------------------------------------------------------